Кейс: вы жёстко работали над проектом две недели, продумывали мелочи и отказывались от сна. Результат радует, вы несёте его заказчику, но вместо «круто, блин» получаете «всё фигня, переделать».
Разбираемся, как жить и работать с обратной связью по проектам.
Разбираемся, как жить и работать с обратной связью по проектам.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:
▪️ Обижаться:
Заказчик не критикует, а комментирует работу. Его цель — получить результат, ведь он «платит» за время, поэтому ваша цель — выполнить работу по ТЗ и в срок.
▪️ «Долго делал — долго переделывать» (с)
Такая позиция – не редкость. По сути безрезультатно потрачено много времени. Нужно понимать, что на первую версию ушёл ресурс заказчика, дополнительно он уйдёт и на правки. Помните, кто «оплачивает» время? Плюсом отработка возражений позволяет вникнуть в работу глубже и посмотреть на неё под другим углом.
▪️ Не презентовать проекты лично:
Ситуация: макет направлен заказчику с коротким текстовым или отсутствующим комментарием. Получается, вы оставили человека один на один с собственными мыслями и не дали контекста. Итогом станет фура комментариев, что будет выглядеть, как принижение работы.
А КАК ТОГДА ВООБЩЕ ПОКАЗЫВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ?
▪️ Презентуйте лично
Описывайте задачи и условия, поясняйте процесс и показывайте промежуточные макеты. Уточняйте гипотезы и мотивируйте собственные решения.
▪️ Уважайте заказчика и его замечания
Относитесь к правкам не с позиции «эта задача уже выпила все мои силы, а тут ещё и правки», а с позиции «я попробую это сделать и сравню с мои решением, если это решение окажется подходящим — я выберу его».
▪️ Фиксируйте все комментарии
И озвучьте список заказчику, чтобы проверить, всё ли было учтено.
▪️ Не начинайте работу, пока не поймёте суть
Декомпозируйте крупные или непонятные комментарии, пока они не станут полностью ясными.
КОВАЛЬСКИ, АНАЛИЗ:
Получив пул замечаний, задайте заказчику вопросы:
▪️ Понимание: Что вы имели в виду?
▪️ Важность: Почему это важно?
▪️ Выгода: Как это влияет на цели проекта?
▪️ Связи: На что ещё влияет это замечание?
▪️ Критичность: Почему важно сделать это к следующему дедлайну?
Эти вопросы помогут сформировать общее видение ожидаемого результата и снизить неопределенность.
ПРИМЕР ОТРАБОТКИ ЗАМЕЧАНИЯ:
Или диалог, где «З» — это заказчик, а «И» — исполнитель.
З: Логотип кажется нетехнологичным.
И: Почему это важно?»
З: Мы инновационная компания.
И: Что конкретно кажется нетехнологичным?
З: Цвет выглядит устаревшим».
Итог: заказчик воспринимает технологичность через цвет и градиент. Это даёт понимание, что именно нужно доработать.
ТРИ ПОДХОДА К ОБРАБОТКЕ:
▪️ Снять: отказаться от решения или отложить на будущее.
▪️ Взять: обсудить детали и включить в текущий план работы.
▪️ Пауза: если решение не найдено, взять тайм-аут.
▪️ Обижаться:
Заказчик не критикует, а комментирует работу. Его цель — получить результат, ведь он «платит» за время, поэтому ваша цель — выполнить работу по ТЗ и в срок.
▪️ «Долго делал — долго переделывать» (с)
Такая позиция – не редкость. По сути безрезультатно потрачено много времени. Нужно понимать, что на первую версию ушёл ресурс заказчика, дополнительно он уйдёт и на правки. Помните, кто «оплачивает» время? Плюсом отработка возражений позволяет вникнуть в работу глубже и посмотреть на неё под другим углом.
▪️ Не презентовать проекты лично:
Ситуация: макет направлен заказчику с коротким текстовым или отсутствующим комментарием. Получается, вы оставили человека один на один с собственными мыслями и не дали контекста. Итогом станет фура комментариев, что будет выглядеть, как принижение работы.
А КАК ТОГДА ВООБЩЕ ПОКАЗЫВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ?
▪️ Презентуйте лично
Описывайте задачи и условия, поясняйте процесс и показывайте промежуточные макеты. Уточняйте гипотезы и мотивируйте собственные решения.
▪️ Уважайте заказчика и его замечания
Относитесь к правкам не с позиции «эта задача уже выпила все мои силы, а тут ещё и правки», а с позиции «я попробую это сделать и сравню с мои решением, если это решение окажется подходящим — я выберу его».
▪️ Фиксируйте все комментарии
И озвучьте список заказчику, чтобы проверить, всё ли было учтено.
▪️ Не начинайте работу, пока не поймёте суть
Декомпозируйте крупные или непонятные комментарии, пока они не станут полностью ясными.
КОВАЛЬСКИ, АНАЛИЗ:
Получив пул замечаний, задайте заказчику вопросы:
▪️ Понимание: Что вы имели в виду?
▪️ Важность: Почему это важно?
▪️ Выгода: Как это влияет на цели проекта?
▪️ Связи: На что ещё влияет это замечание?
▪️ Критичность: Почему важно сделать это к следующему дедлайну?
Эти вопросы помогут сформировать общее видение ожидаемого результата и снизить неопределенность.
ПРИМЕР ОТРАБОТКИ ЗАМЕЧАНИЯ:
Или диалог, где «З» — это заказчик, а «И» — исполнитель.
З: Логотип кажется нетехнологичным.
И: Почему это важно?»
З: Мы инновационная компания.
И: Что конкретно кажется нетехнологичным?
З: Цвет выглядит устаревшим».
Итог: заказчик воспринимает технологичность через цвет и градиент. Это даёт понимание, что именно нужно доработать.
ТРИ ПОДХОДА К ОБРАБОТКЕ:
▪️ Снять: отказаться от решения или отложить на будущее.
▪️ Взять: обсудить детали и включить в текущий план работы.
▪️ Пауза: если решение не найдено, взять тайм-аут.
Пробуйте использовать предложенные алгоритмы работы на практике и делитесь мнением в комментариях. Кстати, более подробный разбор работы с возражениями вы можете прочитать в книге «Управление проектами, людьми и собой».